Всё, что касается Вологодчины - всё в копилку! РИТУАЛ СЕМЕЙНОЙ ТРАПЕЗЫ В ДОМЕ РУССКИХ КРЕСТЬЯН
XIX – НАЧАЛА XX вв.
(ПО МАТЕРИАЛАМ ВОЛОГОДСКОЙ ГУБЕРНИИ)
… В основе народных представлений, распространенных в вологодских традициях, лежит идея о том, что любая коллективная трапеза - это священный акт, направленный на воссоединение с божественными силами и предками-покровителями. В связи с этим раскрывается особое значение трапезы в повседневной жизни крестьянина, которая включает следующие обрядовые действия:
• обязательное моление и поминовение умерших перед едой;
• призывание божественных сил и «родителей» к трапезе: «Все святые угодники, со мною хлеба кушать. Бог, Христос, Пресвятая Богородица и все честные родители, с нами хлеба кушать»;
• символическое «кормление» святых покровителей и «родителей», просьба о содействии: «...Садитесь с нами хлеба кушать. А я стану работать - мне помогайте»;
• благодарение Богу по окончании трапезы: «Благодарю Господа Бога - напойу, накормиу».
Важной особенностью будничного застолья является наличие поведенческих установок и связанных с ними примет, указывающих на обрядовый статус производимого действия:
• стол перед едой крестят: «Сажусь за стол, стол крешшу: “Во имя Отца и Сына, и Святого Духа”»;
• во время трапезы особым образом ведут себя за столом: не разговаривают, держатся чинно и торжественно.
Существует ряд запретов, основанных на представлении о непосредственном присутствии «родителей» на трапезе и об их влиянии на благополучие семьи (здоровье, достаток в доме):
• нельзя класть локти на стол, поскольку рядом «сидят родители»;
• нельзя стучать по столу и просыпать соль, иначе «прогневишь предков»;
• нельзя обедать за непокрытой скатертью столом, сбрасывать крошки со стола на пол, сметать их голой рукой - в противном случае жизнь будет несчастливой («голодной»).
Фиксированное положение обеденного стола - в «красном углу» дома -дополняется номинацией - «стол-престол», что позволяет проводить аналогии с церковным престолом, стоящим в алтаре, или с престолом как символом царской власти. Стол в «красном углу» служит не только местом проведения ежедневных семейных трапез, но выделен в структуре ритуалов как самое почетное место в доме. За этот стол выводят молодых после венчания во время свадебного пира. Известно значение стола в похоронно-поминальной обрядности: на лавку или стол кладут умершего, здесь же совершается поминальная трапеза. Кроме того, стол, накрытый скатертью, символизирует единение семьи и рода.
Значение стола как ритуального объекта усиливается семантикой «хлеба-соли» - одного из символов жизненного благополучия. После окончания ежедневной трапезы каравай хлеба и солонка, накрытые одним из концов скатерти, остаются на столе до следующего застолья. Это является признаком достатка в доме и одновременно его обеспечивает.
Источник:
Парадовская Г.П. Народная традиционная культура Вологодского края. Братчина: ритуал и фольклор. Вологда: ВГПУ, 2008. – 170 с.
Семья крестьян Минусинского уезда Енисейской губернии.
Начало XX в.