УКРАШЕНИЯ В СВАДЕБНОМ ОБРЯДЕ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
Следует сказать, что, собирая материалы о свадьбе, этнографы мало внимания уделяли украшениям. Чаще всего при описании свадебных обрядов упоминаются кольцо или перстень. Кольцо (как предсвадебный подарок) служило залогом согласия девушки выйти замуж за сватавшего ее парня. Оно было символом брака и употреблялось не только в церковном венчании, но при домашнем обручении на сговоре или заручинах. М.Н. Никольский считал домашний обмен кольцами более древним обрядом, чем церковный. У белорусов это происходило во время сговора: на столе расстилали платок, на который клали кольца. Дружки, держа за концы, трижды поднимали его выше головы; сват трижды восклицал «виват!», после чего «молодзица» надевала кольца сговоренным. У русских свадебный обмен кольцами был распространен не повсюду; например, о нем ничего не сообщали наблюдатели из Самарской губернии.
… Перстень на свадьбе в некоторых местах использовался в качестве амулета; его привешивали вместе с образком и нательным крестиком к шнурку (Минская губерния); иногда он мог также служить жертвой – даром; на второй день свадьбы, когда невеста по обычаю должна была идти за водой, одна из родственниц бросала перстень в воду (как средство против порчи молодой).
Кроме колец на свадьбы были приняты шейные украшения: - бисерные ожерельки, гайтаны (у южнорусских), намиста (у украинцев). На Севере такие украшение делали обычно из ткани, вышивая золотой нитью наборошники (род воротника) и голунцы (узорная полоса, плотно придегающая к шее).
… Во время свадьбы украшения в основном было принято одевать уже после венчания. Отправляясь к венцу, невеста в Перемышльском уезде Калужской губернии снимала с себя гайтаны и подвески, и оставляла только повязанную крестом красную шелковую ленту. Тот же запрет существовал и у белорусов Витебской губернии, где он распространялся на любые украшения из камня и металла; к венчанию невесте подходила даже без нательного креста, иначе, как считалось, ее жизнь в браке будет несчастливой. Исключения делались только для серебряных монет, одну из которых молодая держала под девой грудью (чтобы у будущего ребенка была чистая душа), а другие клали ей в обувь. У украинцев за соблюдение этого обычая отвечала сваха, которая следила за тем, чтобы перед походом в церковь на молодой не оставалось никаких украшений.
Источник:
Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX –начала XX вв. М.: «Наука», 1984.
Крестьянская свадьба в Ярославской губернии. XIX в.